
Сталефибробетон — материал, который уже давно используется в строительстве. Он представляет собой бетонную смесь, армированную фибрами. Благодаря этому он обладает высокой прочностью и устойчивостью к различным видам нагрузок.
Одной из главных причин использования сталефибробетона в тоннелестроении является его высокая прочность. Этот материал способен выдерживать большие нагрузки, что особенно важно при строительстве тоннелей. Кроме того, сталефибробетон обладает хорошей устойчивостью к коррозии, что также является важным преимуществом для данного вида работ.
Ещё одним преимуществом сталефибробетона является его способность поглощать энергию удара. Это свойство материала делает его идеальным для использования в качестве защиты от взрывов и других аварийных ситуаций.
Использование сталефибробетона позволяет сократить сроки строительства тоннелей. Материал быстро твердеет и набирает необходимую прочность, что значительно ускоряет процесс работы.
Зарубежные крупные транспортные объекты

Brenner Base Tunnel, Италия-Австрия (Ø6,0 метров, СФБ+С)

Crossrail, Англия (Ø6,8 метров, СФБ)

The Wehrhahn Line, Германия (Ø8,9 метров, СФБ)
Оптимизация армирования сборных обделок
Обделка линии метро «Line 9» в Барселоне (комбинированное армирование)
Первоначальный вариант:
97 кг/м³ - стержневой арматуры
Окончательный вариант:
31 кг/м³ - стержневой арматуры
35 кг/м³ - стальной фибры






Фибробетоны в тоннелестроении России
Области применения фибробетонов
- Тоннели, монолитные и сборные обделки тоннелей, гидротехнические сооружения;
- Водопропускные лотки, трубы, коллекторы, опускные колодцы, фундаменты;
- Набрызгбетонные крепи и обделки горных выработок и тоннелей, торкрет и набрызгбетон для ремонта конструкций;
- Шпалы, полушпалы рельсовых путей железных дорог и метрополитенов;
- Мостовое полотно, плиты сталежелезобетонных мостов, мостовые балки, пролетные строения, плиты перекрытия.
А также: Дорожные, аэродромные покрытия, Несъемная опалубка, Покрытия парковочных площадок, Подпорные стены, Промышленные полы, Резервуары для жидкостей, Стеновые панели, Банковские хранилища, Тонкостенные декоративные изделия.
Классификация конструкционных фибробетонов
По типу бетона-матрицы:
- бетон нормальной прочности [до В60];
- высокопрочный бетон [В60-В100(150)];
- сверхвысокопрочный бетон [выше В150].
По типу применяемой фибры:
- стальная (проволочная с отгибами R>1200 МПа);
- синтетическая/полимерная (прямая R>800 МПа);
- комбинация (гибрид – макро + микро).
По типу армирования в конструкции:
- фибра одного типа;
- комбинация фибры одного типа и *стержневого армирования без преднапряжения;
- фибра двух типов (гибрид) и стержневого армирования без преднапряжения;
- фибра двух типов (гибрид) и преднапряженная арматура.
*[стальные стержни, неметаллическая арматура либо комбинация этих типов]
По характеру работы с трещинами:
- с разупрочнением (обычный ФБ);
- с упрочнением (большое содержание фибры, ВПБ или СВПБ).
Нормативная база РФ
Общие по материалу и конструкциям:
СП 297.1325800.2017 Конструкции фибробетонные с неметаллической фиброй. Правила проектирования.
СП 360.1325800.2017 Конструкции сталефибробетонные. Правила проектирования.
Отраслевые:
СТО НОСТРОЙ 2.27.125-2013 Конструкции транспортных тоннелей из фибробетона. Правила проектирования и производства работ.
СП 120.13330.2012 Метрополитены.
СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные.